Анастасия Удова. Школа искусств (2004). 90x70. Холст, масло.
Статьи

Химки – город художников

Ольга Ильинична Удова

Около 50 лет в Химках существовал Комбинат художественных работ (КХР). Такое предприятие само по себе было продуктом советской эпохи. После революции 1917 года культурная политика молодого государства ориентировалась на активизацию самодеятельного творчества масс, что вылилось в появление новых ярких направлений в искусстве. В годы сформировавшегося социализма этот свободный творческий потенциал необходимо было трудоустроить и направить в нужное русло.

Анастасия Удова. Школа искусств (2004). 90×70. Холст, масло.

С этой целью в 1929 году был образован Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства («Всекохудожник»). В 1932 году был образован Союз Советских Художников, в 1940 году – Художественный Фонд СССР. Эти организации являлись одновременно заказчиками и исполнителями заказов, собственниками имущества (выставочных залов, производственных мастерских и предприятий, магазинов, творческих дач и т.д.) и хранителями художественных произведений. «Всекохудожник» просуществовал до 1953 года, а затем передал свои функции Художественному Фонду СССР. Художественный Фонд, в соответствии со своим Уставом имел право (и сейчас еще имеет право, как хозяйствующий субъект) открывать художественные производственные мастерские для создания новых художественных произведений и репродукций. Устав Художественного Фонда был утвержден Постановлением Совнаркома СССР № 659 от 3 июня 1944 года.

Художественный Фонд стал мощной организацией, которая давала художникам возможность работать. Художественный Фонд СССР, а также его органы, учреждения и предприятия были свободны от обложения всеми государственными налогами и сборами. 3% от всех начислений художникам за выполнение работ отчислялись в Художественный Фонд.

25 февраля 1958 года Приказом № 9 Московского областного отделения художественного Фонда было принято решение «О создании Химкинской межрайонной художественно-производственной мастерской». Эта мастерская должна была существовать на самостоятельном балансе, со своим расчетным счетом в местном отделении Госбанка и действовать на основании положения о межрайонной художественно-производственной мастерской Мособлхудожфонда.

 Местом нахождения мастерской определен был г. Химки (парк культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого). К зоне деятельности мастерской отнесли Высоковский, Клинский, Красногорский, Солнечногорский и Химкинский районы Московской области. Первым заведующим мастерской стал Каменский Михаил Вениаминович.

Мастерская выполняла самые разные работы: скульптура творческая, монументальная живопись, проектные работы, творческие работы (графика).

Интересен Приказ № 23 от 4 июня 1958 года «Об организации производства художественных изделий из рога и кости»:

«Заведующему Химкинской художественно-производственной мастерской тов. Каменскому М.В.: а) немедленно приступить к организации производства художественных изделий из рога и кости, подыскав на должность мастера соответствующую кандидатуру, б) в недельный срок представить необходимые расчеты для установления плановых показателей указанного производства.»

В 1959 году в Химкинской художественно-производственной мастерской числилось 42 художника, в т.ч. 9 членов Союза художников. В мастерской работали живописцы, оформители, батикисты. По направлению Минкультуры для работы в Химкинской художественно-производственной мастерской распределялись выпускники Художественного института имени Сурикова, что обеспечивало высокий уровень выполнения работ.

Помимо помещения мастерской в парке культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, в Приказе № 137 («О сохранении помещений в праздники» — вероятно, речь идет об охране от взлома и пожара помещений, пустующих в праздничные дни), упоминается помещение по Гоголевскому тупику (помещение бывшей школы). Было организовано скульптурное производство. Оно расположилось в здании церкви в селе Трахонеево (литейный цех) и в здании церкви в Сходне. Оформительский цех занимал подвальные помещения в доме 2/15 по улице Победы.

ул. Победы, д. 2/15

В 1964 году произошла реорганизация. Формально были ликвидированы Декоративно-оформительская, Кунцевская, Химкинская, Загорская и Дмитровская мастерские и создан Комбинат художественных работ. Центральная контора КХР расположилась в Химках по адресу ул. Кудрявцева, 3. Мастерские продолжали работать, но общее руководство производством осуществлялось из КХР.

Ул. Кудрявцева, д. 3

В комбинате работали графический цех (портретный участок), участок эстампов, участок промграфики, живописный цех, монументальный цех, оформительский цех, скульптурный цех.

В целях лучшего обеспечения творческих художников всевозможными видами обслуживания при Комбинате Мособлхудожфонда был организован специализированный цех технического обеспечения художников (транспорт, все виды материалов, рамы и подрамники, перевод произведений в материалы и др. виды услуг).

В 1975 году на средства Художественного Фонда СССР было построено новое здание Комбината художественных работ по адресу г. Химки, ул. Московская, д. 14. Это было шестиэтажное здание с пристройкой, в которой располагался большой выставочный зал Московского областного отделения Союза художников СССР и Художественный салон-магазин.

Анастасия Удова «Вид на КХР» (2002), 60х50. Холст, масло.

Помещение мастерской в парке культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого не сохранилось, видны лишь следы фундамента. Культовые здания в 1990-е годы были возвращены церкви.

Церковь в Трахонеево, где было скульптурное производство

Преобразования 1990-х годов и переход к рыночным отношениям коснулись и Комбината. В отсутствие государственных заказов он дважды менял названия: Предприятие общественной организации Союза художников Российской Федерации (ПОО КХР МОО СХ РФ) 09.12.1992 – 25.06.1999, Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат художественных работ» Московской областной общественной организации «Союз художников» (ООО «КХР» МООО СХ») 25.06.1999 – 2005. С 2005 года предприятие не ведет финансово-хозяйственной деятельности. Официально оно было ликвидировано только в 2017 году.

За десятилетия своей плодотворной работы Комбинат художественных работ оказал большое влияние не только на образ нашего города и района.

Благодаря работе художников пострадавшие во время войны города и поселки постепенно приобрели эстетический облик, отвечавший требованиям отделов культуры партийных и государственных органов. В условиях почти полной изоляции СССР в послевоенный период сформировался оригинальный стиль советской культуры, который проявился во всех видах искусства.

Образец творчества КХР на Центральной детской школе искусств в Химках

Литература и источники

  1. РГАЛИ Фонд 2462. Московское производственно-творческое кооперативное товарищество работников изобразительного искусства (1939-1953).
  2. Опись 1. Положение о живописном комбинате (1949-1950). Планы и отчеты товарищества. Приказы по Всекохудожнику (1945 – 1948).
  3. Фонд 2906. Устав Художественного Фонда СССР. Постановления и распоряжения ЦК КПСС и СМ СССР, относящиеся к деятельности ХФ СССР.
  4. Фонд 2907. Материалы о деятельности местных товариществ (1952-1953), списки товариществ и предприятий (1949-1953).
  5. Мособлархив. Фонд 539. Комбинат художественных работ (1964-1983).
  6. Фонд 540. Декоративно-оформительская мастерская МОО ХФ. Управленческая документация.
  7. Фонд 542. Химкинская художественно-производственная мастерская МОСОБЛ ХФ 1958-1963.
  8. Городской архив Администрации г/о Химки, фонд 253.
  9. Янковская Г.А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институционный и экономический аспекты (02.10.2007). Диссертация в интернете.

6 июля 2021 года

Вам также может понравиться...