Чусовая
Живопись Путешествия Статьи

Страницы времени

Анастасия Удова

В погоне за новым материалом художник часто торопится зарисовать всё, что видит, не пропустить самое-самое, то, что потом используется в картине. Удобнее всего для этих целей, конечно, простой карандаш. Но я с успехом стала использовать для набросков… масляные краски. Один мазок — дальний лес, другой мазок — река и так далее. Мгновенное цветовое впечатление я записываю, фиксируя обобщённо, легко, чтобы потом на большом холсте из каждого такого мазка разработать целый живописный объём.

На Чусовой
На Чусовой

Постепенно накапливаются маленькие картиночки-зарисовки, каждая в своём настроении, колорите, каждая со своей информацией. В них много недосказанного. Так много, что при создании картины они не сковывают, а лишь заставляют интенсивнее работать и кисть, и память.

На холсте должна появиться другая степень обобщения: продуманное, пропущенное через себя, через многие путешествия новое оригинальное живописное полотно.

Масляные краски — необыкновенно податливая техника, их пластика выразительна, ярка и гармонична. Здесь легко сочетается плотная фактура мазка, нанесённого мастихином, и лёгкие акварельные слои дальних планов. Мягкая бархатистая линия горизонта и струи дождя дают контраст твёрдым каменным глыбам ближнего берега.

Уральские горы, как седые старики и старухи, поросли лесом, песком, сказаниями. Пересекая Средний Урал по красивейшей реке Чусовая, чаще встречаешь отдельные камни-скалы, чем горные цепи. Эти осколки некогда цельной гряды подобны отрывочным людским воспоминаниям. Здесь, как нигде, хочется размышлять о времени.

Сколько сотен лет стоят эти камни, молчаливо взирая на людей? Сколько людей в разные времена вот так же восхищённо смотрели ни них?

Как фотокарточки из блокнота, я привезла с Урала этюды и воспоминания, высыпала их на свой любимый старый письменный стол. Они легли неровно, изображение как будто растеклось по его крышке. Когда я начала работать за мольбертом, классический прямоугольник холста (картинная плоскость, заключённая в раму) выступил для меня как поверхность рабочего стола, на котором я свободно раскладывала листки своих сюжетов, и их линии не имели строгих границ.

Уральская деревня примостилась на высоком берегу. Крыши, как грибные шляпки, торчали между деревьями, а вода легко растекалась по холсту.

Уральский сказ (1998). 50x90. Холст, масло.
Уральский сказ (1998). 50×90. Холст, масло.

Каменная вертикальная стенка сторожила берег реки. В неё вцепились корнями могучие корявые стволы. Пробую вычленить один камень, один фрагмент твердыни. Он выламывается целым блоком, с песком и деревьями.

Уральские камни (1998). 80x60. Холст, масло.
Уральские камни (1998). 80×60. Холст, масло.

Дома, глядя на мокрое окно, я вижу далёкую уральскую речку, синие силуэты хребтов и чёрточку тёмной деревянной лодки. Она для меня и напоминание о прошлом, и призыв к будущему. Края этого кадра скрыты дождём. Но где он идёт: там, в горах, или здесь, за московским стеклом?

Мокрое окно (1996). 50x90. Холст, масло.
Мокрое окно (1996). 50×90. Холст, масло.

Стену леса обрамляет силуэт хранителя Уральских гор. Его широко охватывающим взглядом ограничено небо и вода. Старик держит всё вокруг в строго повиновении, несмотря на свои годы.

Уральский старик (1998). 90x50. Холст, масло.
Уральский старик (1998). 90×50. Холст, масло.

Вечерним розовым светом вспыхивают скалы. Так и хочется вынуть, вычленить из пейзажа один утёс, унести его с собой, чтобы потом долго любоваться его цветовыми переливами.

Розовый утес (1997). 100x80. Холст, масло.
Розовый утес (1997). 100×80. Холст, масло.

В горах всегда бывают мистические состояния освещения. Стоит только поймать одно из них, и становится даже как-то не по себе. Рядом с розовым утёсом вдруг вспыхивает бирюзово-голубой, и изумрудные сосны карабкаются по нему наверх, свисают по бокам целыми гроздьями.

Голубой утес (1998). 100x70. Холст, масло.
Голубой утес (1998). 100×70. Холст, масло.

Я рассматривала груду прибрежных камней, а в мою сторону ползла гроза. Беззвучно затягивалось небо чем-то фиолетово-чёрным, туманные полосы резали на части лес.

Гроза (1998). 90x50. Холст, масло.
Гроза (1998). 90×50. Холст, масло.

Уральская серия картин — это страницы времени, времени как длительности существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемой веками жизни горных хребтов, годами человеческой жизни, часами путешествий и исканий, минутами, за которые сменяется освещение сказочно красивого пейзажа.

Чусовая
Чусовая

2004

Вам также может понравиться...