Выставки Живопись Статьи

Приглашение к жизни

Владимир Кузнецов (Влад Красноярский)

Вряд ли найдется человек на Земле, который не мечтает увидеть дальние города и страны, и многим в наше время это удаётся. Вернувшись домой, они ещё долго помнят о прекрасном «далёко». Кто-то особенно впечатлительный, например, художник, переносит свои ощущения от увиденного на холст, тем самым, как это делает Анастасия Удова, приглашает совершить путешествие и воочию убедиться в сказочности изображённых мест.

Не мудрствуя лукаво, она, собираясь открыть очередную выставку, даёт ей простое название «Приглашение к путешествию». И вот новое «Приглашение» прозвучало в центральном зале Музейно-выставочного комплекса парка имени Л.Н. Толстого. Выставка получилась основательной, красноречиво говорящей об авторе как о состоявшемся мастере живописи.

— У нас, в галерее имени С.Н. Горшина, — сказала главный хранитель этого уникального культурного учреждения Химок Анна Шарыгина, — год назад была развернута экспозиция с таким же манящим названием, ставшим со временем визитной карточкой Анастасии Удовой. Можно перефразировать, переложить это понятное и ёмкое словосочетание, и оно для меня звучит так: «Приглашение к жизни».

На самом деле, где бы ни бывала художница, она подмечает то, что впоследствии станет основой жанровой работы. Часто пишет с натуры – и у неё выходит рассказ о жизни, в которую зрителю захочется улететь. Так что Анна Викторовна по-своему права, заменяя «путешествие» «жизнью». Маленькой жизнью. «Рынок в Крыму» — сколько здесь солнца, воздуха, свободы и, конечно, люда! Внимательный взгляд автора сюжета заметил и запечатлел ситуационную «психологию», характерную для такого места через фигуры назойливых продавцов и приценивающихся покупателей. Яркие, сочные краски – через них художник передает свое экспрессивное восприятие этого мирка. Несколько спокойнее в колористическом отношении, да и по накалу страстей тоже полегче – композиция «Во дворе»: два мальчика увлечены игрой в роботы, а девочка пытается понять, чем же так интересно это занятие…

Не надо долго раздумывать, определяя, какие места притягивают Анастасию Удова, как магнитом.

— На всех картинах, где блестяще передана атмосфера места, есть непременно водное пространство, оно пишется Анастасией мастерски, и ее манера передачи сути и красоты этой стихии эксклюзивна. Её «Севастополь», «Владивосток», «Мурманск» — это эпические, монументальные полотна, и не столько по размеру холстов, но по содержательной стороне, — сказал Валерий Андросов, коллега автора выставки, возглавлявший долгое время секцию живописи Союза художников России.

В советские времена, когда художники (часто по заказу) писали сюжеты о производственных цехах и стройплощадках – тогда всё это обозначали как соцреализм, и он, скорее всего, был не социалистическим, а социальным. Нельзя отнести полотна Анастасии Удовой, прибегая к упрощенной риторике, к этому давно забытому направлению. Да и дело вовсе не в направлении. Однако, если уж вешать ярлыки, то стиль рассказа об этих портовых городах, где изображены на рейде или у причала суда, и в большинстве случаев грузовые, можно определить как романтический реализм.

И экспозиция приглашает к лирическому настрою, оптимизму и вечному стремлению узнавать новое.

Фото автора. 02.09.2021

Источник

Вам также может понравиться...