Путешествие. Июль 2021 года
Летом 2021 года мне посчастливилось отправиться в совершенно необычное путешествие. Это был пленэр с путешествием в прошлое, но не на машине времени, а на колёсном пароходе «Гоголь» по реке Северная Двина.
Оказывается, в Архангельске есть настоящий колёсный пароход, последний в России, и, кажется, один из последних в мире. В этом году «Гоголю», словно сошедшему с пожелтевшего старинного фото, исполнилось 110 лет. Построили его в 1911 году на Сормовском заводе Нижнего Новгорода, для Северной Двины, где он исправно и служил последующие 60 лет. Менялась страна, на реках появились теплоходы, скоростные суда. Вдоль рек протянулись шоссе. Время белоснежных красавцев, рассекавших просторы российских рек под тихий шелест и пыхтение паровой машины и плеск колёсных плиц по воде, уходило. Их оставалось всё меньше и меньше, и никто не знает, в каком затоне исчез последний свидетель эпохи.
Но «Гоголю» фантастически повезло. В 70-е годы он попал в Северодвинск, на судостроительный завод «Звёздочка», став, так сказать, корпоративным прогулочным судном. А для завода, строящего даже атомные подводные лодки, обслуживание и ремонт единственного в своём роде старого колёсника — это что-то вроде хобби, возни с любимой игрушкой. Каждый год механики заботливо перебирают паровую машину, и она работает до сих пор и, дай Бог, проработает ещё многие годы.
Сейчас уникальный пароход — это одна из главных достопримечательностей Архангельска и Северодвинска. Обычно он совершает короткие рейсы, но раз в сезон отправляется в многодневное плавание вверх по реке.
А в этот раз пароход взял с собой меня. И мой этюдник.
Река, небо, северное солнце, свежий встречный ветер. Чем быстрее идёт пароход, тем сильнее ветер. Паровое судно почти так же бесшумно, как парусник, так что, стоя на палубе, ты не просто видишь реку, но слышишь, чувствуешь, погружаешься в неё. Неспешность движения воды, дальние дали, баржи с лесом, высокий берег, низкий берег, лодки и другое… Наши русские реки — как это мне по нраву!
Жаль, нельзя было идти так по Северной Двине (а нас просили обязательно говорить «Северной» и не путать её с Западной) дней двадцать.
В ходовой рубке два штурвала. Маленький, с паровым приводом-усилителем, и большой, выше человеческого роста, для полностью ручного управления на случай поломки техники. Но она редко ломается. Или почти никогда.
Пароход давно питается жидким топливом, мазутом, так что вязанок дров на палубе и чёрного дыма из трубы тут не увидишь. Как нет и закопчённых кочегаров.
Паровая машина — самая старая часть нашего речного парохода, и она бесценна. Её построили на том же Сормовском заводе (на штурвале управления подачей пара латунные буквы «Акционерное общество СОРМОВО»), установили на «Гоголь» в 1911 году, и она работает до сих пор. Пароход несколько раз капитально ремонтировали, даже заменили корпус, но машина, его сердце, всё та же. Как говорят механики «Гоголя», она требует много внимания, но на заботу отвечает добром, и сделана так, что может, по их словам, работать вечно. Ну, почти…
Когда колёсный пароход идёт на полных парах, машина делает до 35 оборотов в минуту. Каждый оборот машины — это полный оборот гребного колеса. На спокойной воде, то есть без течения, «Гоголь» развивает скорость до 10 узлов, это около 18 километров в час.
Путешествие наше началось с дельты Северной Двины, разветвлённой и изрезанной, но судоходной. Архангельск — большой портовый город, и грузовые суда заходят в него по реке. Тем же путём, которым идём и мы.
Когда-то «Гоголь» работал на пассажирской линии «Котлас-Архангельск». В Котласе была большая железная дорога, в Архангельске — морской порт. По берегам — сёла и деревни, куда удобнее всего было добираться по воде.
Сейчас река сильно обмелела, пассажирское судоходство почти прекратилось. Пристани в посёлках разрушились, дебаркадеры сплавлены в Архангельск. Пароход швартуется прямо к берегу, благо он — пароход колёсный, и сидит очень мелко. Матросы лихо спрыгивают в воду по пояс, заводят швартовы, а для пассажиров перебрасывают на берег длиннющий трап.
Так что стоянка в посёлке почти ничем не отличается от «зелёной стоянки», где, если повезёт, можно насладиться прогулкой вдвоём с этюдником.
Пока пароход стоял у берегов, нас возили на экскурсии. Антониево-Сийский монастырь, Холмогоры, Куростров, Заостровье, Северодвинск, Малые Карелы…
В селе Рикасово, вместе с несколькими окрестными деревнями и посёлками называемом Заостровье, друг против друга стоят две церкви. Одна — Покрова Божией Матери — XVII века, деревянная, и словно воплотившаяся здесь из древнерусской сказки. Вторая — каменная, Сретения Господня, какая-то грандиозная, неожиданная в обычном северном селе. Её построили в XIX веке на смену деревянной, но оставили обе. Так они и стоят рядом вот уже 150 лет.
Побывали мы и на море. Как это памятно! Словно какая-то прошлая жизнь…
Белое море очень мелкое, и особенно по берегам. Идёшь, идёшь, идёшь, и всё по колено.
Архангельск — это одновременно и река, и море. Даже речной вокзал называется здесь «Морской-речной». Но увы: большого пассажирского судоходства на Северной Двине почти не осталось, вокзал, такой изящный снаружи, внутри заколочен и забыт.
Но его ступени дарят художнику рабочее место с видом на архангельский рейд Северной Двины.
И шанс написать прилив.
И морской — линейный — ледокол. Зимой он ходит в дальние рейсы в Арктику, работает на проводке судов и помогает портовым буксирам справляться с тяжёлыми льдами.
Порт здесь везде. Все берега реки — это корабли-суда, мачты, краны, склады, судоремонтные заводы, верфи, доки… Морские суда заходят в реку, стоят на рейде, поворачиваясь на якорях то в сторону моря — при приливе, то вверх по реке — при отливе.
Памятный знак в честь 400-летия основания города Архангельск — первого порта, «окна в Европу» Московского государства, первой настоящей верфи и первого моря, виденного Петром Великим.
А это памятник в честь 400-летия лоцманской службы России. Со словами лоцманской клятвы времён Петра Первого: «Во всех делах служения моего иметь в уме и помышлении не свои личные выгоды, но честь российского флага – пользу морской службе».
А вот реконструкция карбаса. Такие строили в Поморье испокон веку, задолго до Петров, портов и фрегатов… На них ловили рыбу, били зверя, торговали, открывали новые земли, ходили на Мурман, на Грумант, на Новую Землю.
Ещё одна фотография из Малых Карел, этнографического, исторического и архитектурного музея Русского Севера.
Вот и всё. Жаль, что моё путешествие во времени так быстро закончилось. Останутся воспоминания, образы в душе и несколько картин северодвинского цикла.
Скорый поезд «Архангельск — Москва» через пять минут отправляется.
Московский скорый ждать не станет,
Нельзя опаздывать к нему.
Багаж в пути, носильщик нанят,
Ещё мгновение, и канет
Всё наше прошлое во тьму…