Ялта (206). 50x30. Холст, масло.
Живопись Статьи

Искусство, приносящее радость

Белова А.И., искусствовед, член АИС, член МСХ

Мир художника Анастасии Удовой, уникальный и сложный, принадлежит к очень редкому типу. В её бескорыстном стремлении постичь его — то вечное стремление вперёд, что двигало и Колумбом, и Магелланом, и где инстинкт самосохранения вида имеет более совершенные и осмысленные формы.

Творчество Анастасии увлекает зрителя сразу же, при первом же знакомстве с ним. И в первую очередь, конечно же, необычностью выбранного ею предмета изображения. Корабли, яхты, крейсеры, катера, баржи, и даже …ледоколы. Тема, конечно, совсем не новая в изобразительном искусстве (лодки и корабли папирусов и барельефов Древнего Египта, античные фрески и керамика, средневековое ковроткачество и миниатюра, драккары викингов, венецианская и фламандская живопись, испанцы, Каналетто, Хаггинс, Тернер, наши отечественные Боголюбов, Айвазовский, Лансере). Всё так. Но только, согласитесь, это совсем не женская тема для творчества. Как антураж, бакграунд — пожалуйста. Но как именно предмет изображения, даже восхищения, основная тема творчества, присутствующая почти во всех многочисленных пейзажах художницы? Неожиданно. И всё это с почти инженерными детализацией. Это как-то мотивировано в творчестве художника военно-морского штаба, часто сопровождавшего суда во время их походов, народного художника России П.Т.Мальцева. Здесь — другое. Это совершенно необычный феномен бескорыстного, романтического воспевания современных нам видов морского и речного транспорта в творчестве одаренного, увлеченного красотой и совершенством всех видов судов на водных просторах человека, с творческой душой и огромной жизненной энергией.

Ледокол (2015). 50x120. Холст, масло.
Ледокол (2015). 50×120. Холст, масло.

«Я много путешествую, и где бы я ни оказалась: в Севастополе, на Волге или на Байкале, если есть возможность нарисовать корабль, я непременно предпочту его любому другому мотиву. Иногда это портрет яхты, стоящей на рейде, иногда панорама гавани, где отдыхают суда, освещённые закатными лучами солнца»,- пишет художница о своем увлечении в статье «Парус над водой«.

Розовое утро. Кораблики (2015). 70x100. Холст, масло.
Розовое утро. Кораблики (2015). 70×100. Холст, масло.

Романтика приключений, красоты необозримого пространства, скрытая энергия возможностей, заложенных в каждом речном и морском судне (ведь это способ познать мир, лежащий где-то далеко, за пределами обычной нашей повседневности) — во всех её пейзажах, вот почему именно они являются её настоящими главными героями. «Речные суда» (2016), «Пристань на Волге» (2014), «Осеннее путешествие» (2016), «Причал в Инкермане» (2016), «Грузовое судно», «Солнечным днем» (2015), триптих «Утро», «День», «Вечер» (2017), «Из порта в море» (2015), «Ледокол» (2015), «Праздник» (2015), «Вечер над морем» (2015), «Девятое мая»(2014), «Причал»(2013).

Причал в Инкермане (2016). 70х100. Холст, масло.
Причал в Инкермане (2016). 70х100. Холст, масло.

Анастасия Удова родилась в г. Химки в Московской области в 1971 году. И как она сама полагает, её интерес к водной стихии и кораблям объясняется тем, что именно там, на Химкинском водохранилище, в непосредственной близости от его красивейших мест, она выросла и сформировалась как художник. Ну и конечно, ещё в раннем детстве, интерес к творчеству Жюля Верна, который остался у неё на всю жизнь.

Осеннее путешествие (2016). 40x100. Холст, масло.
Осеннее путешествие (2016). 40×100. Холст, масло.

На её счету уже много талантливых работ в живописи, графике и текстильном искусстве, и работы её нашли достойное место в музейных собраниях (музей Жюля Верна в Амьене (Франция), муниципальном музее г.Торунь (Польша), музее Кенозерского Государственного Национального парка (г. Архангельск), а также в частных собраниях в России и за рубежом. Окончив МХПУ им. Калинина в 1990 году, а затем, в 1998 году — художественно-графический факультет МПГУ, в 2007-2009 художница проходила стажировку в творческой мастерской послевузовского образования в МГАХИ им. В.Сурикова по специальности «Станковая живопись» под руководством Т.Назаренко.

«Люблю учиться и благодарна своим учителям, художникам-профессионалам Н.А.Баженовой (изостудия «Радуга»), Е.И.Третьякову, С.А.Клишину (МХПУ им. Калинина, Б.В.Лушникову, А.А.Загорскому (МПГУ им. Ленина), Т.Г.Назаренко, В.Н.Русанову (МГАХИ им. Сурикова)», — пишет она. Учителями её можно также назвать и её любимых художников: И.Репина, В.Сурикова, К.Коровина, В.Серова, В.Верещагина, З.Серебрякову, А.Остроумову-Лебедеву.

Анастасия принимает активное участие в московских, российских и зарубежных выставках, является членом Союза Художников России и Международного Художественного Фонда. Основными видами творчества являются живопись и гобелен, хотя очевидное предпочтение отдаётся, безусловно, живописи. Сама художница часто пишет об этом виде искусства, объяснив его преимущественные достоинства перед другими в своих статьях, эссе и путевых зарисовках («Цветущие травы«, «Художник — это странник«, «Путешествие с этюдником на плече«, «Город текстильных фантазий«.

Среди её работ, написанных во время путешествий по миру, работа «Мурманский порт» заслуживает особого внимания и удивительным колоритом, и предметом своего изображения. Это серьёзное художественное произведение, сделанное очень профессионально, с ответственным отношением к заявленной теме. Сама художница пишет: «Я часто вспоминаю залитый солнцем Кольский залив, его ультрамарин и белые корабли. Корабль в порту — одна из моих любимых тем. Корабль неизменно притягивает мой взгляд, где бы он ни появился. Картину «Мурманский порт» я писала в Москве, в мастерской, по привезённым с севера этюдам, зарисовкам и воспоминаниям, как мы стояли над бухтой и смотрели на её синеву, глубже которой трудно вообразить».

Морские ворота. Мурманск (2009). 130x110. Холст, масло.
Морские ворота. Мурманск (2009). 130×110. Холст, масло.

С этой темой связана и серия работ по впечатлениям от её зарубежных поездок: «Трегастель» (2012), «Ночь», (2015), «Красный катер» (2014), «Таормина» (2013), «Бухта Джардини. Наксос», «Порт на Балтике» (2012) . Все они овеяны романтикой моря, особым очарованием красоты прибрежных пейзажей и переменчивого, как ветер, неба. Огромное впечатление произвели на художницу поездки по Франции, вдоль бесконечного побережья Бретани.

Бретань (2010). 130x85. Холст, масло
Бретань (2010). 130×85. Холст, масло

«Удивительные краски воды, ветра, солнца очаровали меня. Корабли были видны повсюду. Их присутствие наполняло сердце радостью. Так появилась моя новая серия работ с изображением бретонских парусников: белые и цветные полотнища, неспешно движущиеся в мерцающем воздухе, спокойно стоящие на рейде морские красавцы. Я пыталась поймать кистью порхание цветовых пятен и солнечных бликов среди мачт в старинной гавани на фоне каменной башни и церкви характерной бретонской постройки. Моя работа — это восприятие действительности с кистью в руке.»

Трегастель (2013). 30x45. Холст, масло
Трегастель (2013). 30×45. Холст, масло

Русский Север, Соловки, Архангельская, Вологодская область, Зарайск, Плес, Углич, Тутаев, Алтай, Урал, Кавказ, Саяны, озеро Иссык-Куль, Кольский полуостров, Хибины. «Люблю путешествовать, писать на пленэре, при дневном свете, много работаю с натуры. Любимые места — это Волга, Русский Север, Крым»,- пишет она в своей творческой биографии.

Северная ночь. Кенозеро. (2000). 40x70. Холст, масло.
Северная ночь. Кенозеро. (2000). 40×70. Холст, масло.

Большая серия пейзажей связана с путешествиями на Крымский полуостров: «Балаклавская бухта» (2011), «Южные деревья» (2011), «Евпатория. Старый город» (2015), «Севастопольский порт» (2015), «Сосны в парке» (2015), «Балаклава. Вид на порт» (2015), «Евпаторийский порт» (2015), «Евпатория. Улица в старом городе» (2015), «Белый парус» (2013), «Бухта Большой Инкерман» (2011), «Яхты в Херсонесской бухте» (2011).

Сосны в парке (2015). 65x45. Холст, масло.
Сосны в парке (2015). 65×45. Холст, масло.

Тема русской провинции также представлена в живописи Анастасии. Так, например, работа 2015 года «Плёс» соединяет в себе характерные особенности живописи художника — декоративность, словно на старинном гобелене, и лёгкость, акварельность живописной палитры. Пейзаж этот чем-то напоминает ковер Василисы Прекрасной своей сказочностью, легкостью и нарядностью красок, и даже традиционной системой образов и сюжетики старинных ярмарочных ковриков. Волшебство полотна тем не менее не мешает ощущению реальности происходящего — кажется, слышны и плеск воды от удара вёсел, и звон колоколов стоящей на берегу реки церкви, и дыхание тёплого летнего вечера. Веет покоем и тишиной.

Плёс (2015). 50x120. Холст, масло.
Плёс (2015). 50×120. Холст, масло.

Художником создано множество произведений, посвященных русскому теме: «Нижний Новгород. Вид на стрелку» (2016), «Улица в Плёсе. Март.» (2016), «Церковь Св. Варвары» (2014), «Утро. Улица Плёса» (2011), «Лодочная станция» (2011), «Вид на Шохонку» (2011), «Дебаркадер» (2010), «Весна на Волге» (2014), «Свежий ветер на Волге» (2016), «Плёс. Воскресенская церковь» (2010), «Баркас» (2013), «Вторая линия» (2012) и другие.

Церковь Святой Варвары. Плёс (2001). 50x40. Холст, масло.
Церковь Святой Варвары. Плёс (2001). 50×40. Холст, масло.

Пейзаж «Волга» (2011) сделан азартно, с яркой сочностью красок, сложной панорамной компановкой, в смелых световых контрастах. Анастасия легко, почти виртуозно, решает в замкнутом пространстве художественного полотна сложную задачу воссоздания в нём с помощью живописных средств самостоятельного живого пространства с реальным ощущением конкретного времени и места. Как это часто бывает в её работах, этому помогает введение в пейзаж архитектурных элементов и стаффажа. Движение баржи и катера поддерживает зрительную иллюзию движения реки. Всё это подтверждается монументальной статикой переднего плана освещенных солнцем домов, движимых ветром крон больших деревьев. Кстати, в данном случае мы имеем дело с этюдом (25х53), где удачная организованность и завершённость живописного пространства превращает его в законченное художественное произведение. К таким же маленьким шедеврам можно отнести и небольшой по размеру этюд «Вторая линия» 2012 года с простым по сюжету, но композиционно сложным решением уходящей вдаль улицы маленького русского городка. Производит впечатление и ещё одна работа художницы из этой серии — «Свежий ветер на Волге» (2016).

Свежий ветер на Волге (2017). 50x70. Холст, масло.
Свежий ветер на Волге (2017). 50×70. Холст, масло.

К более ранним работам относится один из первых пейзажей с разработкой этой темы «Дом бабы Лизы» (1998). Выполнен он в характерных стилевых приемах, найденных Анастасией для пейзажного жанра — живо, с богатым колористическим разнообразием, позволяющим сделать сюжет картины более интересным, нарядным и запоминающимся.

Дом бабы Лизы. Кенозеро (1998). Холст, масло.
Дом бабы Лизы. Кенозеро (1998). Холст, масло.

Радостное, гармоническое отношение к природе характерно для творчества Анастасии. Так ,ещё в 2001 году, она создает целый цикл произведений, посвященных луговым и лесным цветам и растениям русской природы. Её отношение к этому жанру часто выражается в самих их названиях: «Небесная ограда» (2001), «Тайна» (2001), «Влажный вечер» (2001).

Тайна (2001). 70x60. Холст, масло.
Тайна (2001). 70×60. Холст, масло.

Вот что пишет сама художница в своем эссе «Цветущие травы«: «Свобода и простор земли, холмы, поднимающиеся к облакам, яркие и глубокие краски, гармония форм — здесь всё, к чему я стремлюсь и чем дорожу в живописи. Оттенки главных цветов спектра: жёлтого, красного, синего — можно найти в самых разных сочетаниях. Нежные и контрастные, лёгкие и звучные, они раскрывают перед художником богатейшую природную палитру. Круглые, вытянутые, колючие, изрезанные силуэты и объёмы, всё переплетено, связано, только успевай отбирать и обрабатывать.»

Небесная ограда (2001). 70x60. Холст, масло.
Небесная ограда (2001). 70×60. Холст, масло.

Превосходно выполнены ею и этюды, и пейзажи, появившиеся в результате путешествия на Урал. Художница удивительно образно описывает свои впечатления в литературной зарисовке, посвященной поездке, и сопровождаемой не менее интересным иллюстративным материалом из её работ : «Уральские горы, как седые старики и дряхлые старухи, поросли лесом, песком, сказаниями. Пересекая Средний Урал по красивейшей реке Чусовая, чаще встречаешь отдельные камни-скалы, чем горные цепи. Эти осколки некогда цельной гряды подобны отрывочным людским воспоминаниям. Здесь, как нигде, хочется размышлять о времени».

Гроза (1998). 90x50. Холст, масло.
Гроза (1998). 90×50. Холст, масло.

Тема Москвы также присутствует в творчестве художницы. Так, в работе «Синий московский троллейбус» (1997) интеллигентно мягко, но точно передана характерная душевная атмосфера и колорит красивого города, утопающего в мягких вечерних красках уютного московского вечера. Но в общем настроении работы присутствует нотка ностальгии, романтическая грусть по тем элементам жизни, которые и составляли неповторимость и обаяние привычной для москвичей, но, увы, уходящей городской среды.

Синий московский троллейбус (1997). 80x100. Холст, масло
Синий московский троллейбус (1997). 80×100. Холст, масло

Это, кстати, присутствует во многих произведениях Анастасии не только в определенном колорите и настроении, но и в самих названиях, как, например, в имени городского пейзажа «В этом доме была булочная» (2010). В работе «Вид с крыши дома» (2000) снова присутствует тема уходящей старой Москвы: тревожный ветер (перемен) в наклоне осенних деревьев, громада массива новых домов, агрессивно наступающих на старые уютные московские аллеи, церковь на фоне холодного, мятущегося неба.

Вид с крыши дома (2000). 80x100. Холст, масло.
Вид с крыши дома (2000). 80×100. Холст, масло.

А вот работа «Речной вокзал» (2014), где кружевное изящество старой архитектуры в мягком обрамлении цветущих кустов сирени весеннего парка, подчеркнутых лёгкостью белоснежных теплоходов, стоящих у причала, создаёт атмосферу душевного комфорта и стабильности жизни в постоянстве привычных с детства и любимых визуальных образов.

Речной вокзал (2014). 110x130. Холст, масло.
Речной вокзал (2014). 110×130. Холст, масло.

К теме современного города относятся пейзажи «Весной» (2015), «Площадь в Химках» (2013) «Кутузовский проспект. Триумфальная арка» (2009), «Набережная Москва-реки» (2009). Выполнены они профессионально, технично, но… в них нет ни того вдохновения, ни радости общения с миром, с простором и красотой природы, которые так запоминаются в большинстве произведений художницы.

Триумфальная арка (2009). 30x60. Холст, масло.
Триумфальная арка (2009). 30×60. Холст, масло.

Портрет художника был бы не точен без знакомства с литературным и искусствоведческим творчеством Анастасии Удовой. Мастер-классы , эссе, путевые зарисовки. Сделаны они так же увлеченно, красиво, легко, как её живописные полотна, с профессиональным изяществом и обаянием образности каждого подобранного к контексту слова. «Цветущие травы«, «Как я была стрекозой«, «Художник — это странник«, «Путешествие с этюдником на плече«, «Город текстильных фантазий«, «Парус над водой«, «Страницы времени» и другие — всё это действительно заслуживающие внимания и художников, и литераторов рассказы о творчестве, живые впечатления и философские рассуждения о нём.

Из статьи «Путешествие с этюдником на плече«: «Путешествовать подолгу, быть вдали от дома, странствовать, странничать обычно означает вызывать удивление у окружающих необычным образом жизни, быть странным человеком. Странный, странствующий человек. Идущий куда-то, ищущий, находящийся в пути человек вызывает недоумение, интерес и, реже, сочувствие. Художник редко ощущает понимание людей, живущих рядом. Для них он — странник, чудаковатый и непонятный. Всё же давайте будем странствовать, искать свою дорогу. Вряд ли художнику легко на его пути, но всё же он идёт вперед. «Путешествуйте, если можете, а если не можете, то… всё равно путешествуйте!» — так воскликнул в одном из своих романов Жюль Верн, и я думаю, это пожелание не лишено смысла.»

Имея дело с творчеством такого многогранно одарённого, увлечённого своим делом человека, очень трудно выделить основное, главное в его огромном, многоплановом творчестве, но, как написала в своей творческой биографии сама Анастасия, «искусство должно приносить радость, радость творчества и радость восприятия». И эту мысль вполне можно было бы поставить эпиграфом не только к её творчеству, но и ко всему стилю жизни, такому яркому, разумному и увлекательно-интересному.

Вам также может понравиться...